Производство и рынок солода

Производство и рынок солода

На рынке солода снова произошли фундаментальные сдвиги — результат совместного действия многих факторов, которые сначала толкали его вверх, а затем привели к быстрому обвалу. Главной тенденцией 2008 года было развитие собственной сырьевой базы пивоваренными компаниями и сокращение объемов торгуемого солода. В 2009 году произошли структурные изменения — расширился состав ведущих поставщиков, а у них выросло количество заказчиков.

Инерционность развития солодовенной отрасли по отношению к производству пива, и, в свою очередь, инерционность в расширении посевов пивоваренного ячменя, привели к тому, что пик производства сырья для пивоваров пришелся на тот период, когда необходимость в нем начинала падать.

Так, неурожайные 2006-2007 гг. на фоне быстрого роста рынка пива были мощным драйвером расширения посевных площадей под пивоваренный ячмень и роста перерабатывающих мощностей. Спрос на свободно торгуемый солод был удовлетворен уже в начале 2008 года, а к лету понижающее давление на текущие цены оказывали дополнительные два фактора — ожидание большого урожая ячменя и наметившаяся стагнация рынка пива. Далее действие этих факторов только усиливалось.

Важнейшей тенденцией 2008-2009 гг. стало самостоятельное развитие солодовенных производств пивоваренными компаниями. Высокая прибыль прошлых лет позволяла инвестировать большие средства в сокращение себестоимости, а высокие цены на солод не оставляли сомнений в эффективности такой политики. В частности, компании «Балтика», Efes и Heineken реализовали проекты по модернизации и строительству собственных солодовен. Впрочем, на сегодня, процесс наращивания мощностей уже должен быть завершен как ввиду сокращения инвестиционных бюджетов, так и с учетом низких цен на солод.

Колебания цен на рынке солода можно было назвать нормальными, если бы они отражали баланс спроса и предложения свободно торгуемого сырья. В условиях насыщенного рынка они определяются ценой ячменя, стоимостью его переработки, коммерческими и управленческими расходами крупнейших вертикально интегрированных компаний. Но осень 2008 и начало 2009 года ознаменовались новой проблемой, когда «Балтика» в одностороннем порядке расторгла договор с «Русским Солодом». Причиной конфликта стала слишком большая разница контрактной и рыночной стоимости солода.