Рынок пива России 2016.

Рынок пива России 2016.

За последние 6 лет не было никаких намеков на стабилизацию рынка пива, но теперь о ней можно осторожно говорить в трех разных аспектах – экономическом, демографическом и конкурентном. С одной стороны, изменения затрагивают структуру потребления – приходят в равновесие объемы пива, выпитого разными поколениями россиян. С другой стороны, падение продаж пива крупных международных компаний было компенсировано ростом их меньших конкурентов. Экономика в 2016 году более стабильна – весенне-летний сезон обошелся без шоков, и россияне вспомнили о пиве, спрос на которое подогрела хорошая погода. Главными событиями на рынке стали: возврат рекламы пива на телевидение, резкие колебания продаж «Балтики», а также переход брендов Carlsberg и Gosser в среднеценовой сегмент.

Рост производства был отмечен в первом квартале 2016 года, затем произошла небольшая коррекция. Как следствие, в первой половине 2016 года производство пива выросло на 0,7 %, до 39.7 млн. гкл. Судя по отличным оперативным данным за июль (+8%) и август (+9%), третий квартал и год в целом тоже могут быть с позитивным итогом.

Согласно данным Росстата, продажи пива в первом полугодии 2016 года сократились на 1.6 % до 38.7 млн. дал (-8.4 % в первой половине 2015 года). С учетом внедрения ЕГАИС в оптовое и розничное звено, можно предполагать, что эти цифры де-факто начали отражать объемы рынка. И улучшение динамики реально произошло.

О замедлении спада говорит и директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова*. По данным розничного аудита, продажи пива в России в первом полугодии 2016 г. сократились на 3.6% год к году в натуральном выражении, тогда как в 2015 г. – на 6.2%.

* Ведомости № 4130 от 03.08.2016 “Пиво почти на дне”

Наконец, расчетная величина объема рынка – торговый баланс – тоже демонстрирует переход от спада к нулевой динамике. За первое полугодие он сократился на 0.5%, до 38.7 млн. гкл. В расчете торгового баланса нами был учтен рост объема переходящих запасов относительно 2015 года. Это увеличение было связано с тем, что в 2015 году акцизы не росли, а в 2016 году – выросли на 2 руб./ литр. Повышение акциза подтолкнуло производителей дополнительно загрузить склады дистрибуторов перед Новым годом. Но даже если учесть эти объемы, торговый баланс немного отставал от динамики производства, что можно объяснить быстрым ростом экспорта российского пива.